Ведущие российские игроки получают баснословные деньги
 
     Болельщики всегда охотно и бурно обсуждают всевозможные вопросы, связанные с суммами трансферов и контрактов игроков, бюджетами клубов и так далее. Особенно зимой, когда клубы не только привлекают в свои ряды новых футболистов, но и перезаключают контракты со старыми. Еженедельник «Футбол» заглянул в зарплатные ведомости отечественных звезд Премьер-лиги.

Практически все футболисты ведущих столичных команд, а также питерского «Зенита» — миллионеры. Причем вполне легальные и официальные. Все знают, что в российском футболе крутятся громадные деньги, которые не снились многим европейским, не говоря уже о южноамериканских, клубам. Конечно, речь не идет о первой пятерке ведущих чемпионатов, а вот остальные уступают нам по этому показателю, и уступают значительно.

Обиженный Аршавин

Судите сами. В конце прошлого года форвард «Зенита» и сборной России Андрей Аршавин продлил контракт с клубом до конца 2010 года. Продлил, несмотря на то что в прессе муссировались слухи о возможном уходе Аршавина из «Зенита». Так вот, согласно информации из самых разных источников, за четыре года Аршавин заработает 12 миллионов долларов.

Сначала футболист запросил чуть больше миллиона евро в год, и клуб его требование удовлетворил. Но после общения со своим агентом Андрей решил, что предложенные деньги его не устраивают, и выдвинул встречное условие. Сумма, которую запросил агент Аршавина для своего футболиста, сопоставима, к примеру, с условиями контракта Арьена Роббена в «Челси» (350 тысяч евро в месяц).

После достаточно долгих споров, сомнений и раздумий условия нападающего невского клуба были приняты. Спортивный директор «Зенита» Константин Сарсания заявил, что решение о продлении контракта с футболистом было принято после совещания с участием руководства клуба, включая президента Сергея Фурсенко.

— Сумму контракта назвать не могу. Могу лишь сказать, что зарплату, которую будет получать Аршавин, не получал до сих пор ни один футболист в Премьер-лиге, — отметил Сарсания.

По различной информации, зарплата Аршавина составляет от 2,8 до 4,2 миллиона условных единиц. То, что футболист питерского клуба и сборной России стал на настоящий момент самым высокооплачиваемым игроком нашего чемпионата, — факт бесспорный. Кстати, сам игрок сборной России не отрицает, что его жалованье колеблется именно в этих пределах. Но Андрей выразил публичное недовольство тем, что его уговорили поставить подпись. «Я это сделал исключительно по настойчивой рекомендации и совету своего агента Павла Андреева, — заявил футболист. — Дело в том, что с 1 января в России ввели коэффициент за футболистов, не достигших возраста 23 лет. Мне же по истечении контракта будет уже 29 лет. Я просто не хотел подписывать соглашение на такой длительный срок. Но что сделано, то сделано. Что же касается суммы, то, видимо, в клубе было кому-то выгодно, чтобы произошла утечка информации».

Уцененный Погребняк

Нападающий сборной России 23-летний форвард томской «Томи» Павел Погребняк сменил футбольную прописку под самый занавес окончания сезона-2006. Новым местом приложения таланта молодого форварда стал Санкт-Петербург. Три клуба — вышеупомянутый «Зенит», столичный «Локомотив» и киевское «Динамо» — не скрывали своего интереса к Погребняку. В какой-то момент Валерий Филатов, на тот момент президент «Локомотива», официально объявил о том, что клуб не собирается бороться за этого футболиста, потому что «в «Зените» та-а-а-а-кие деньги!»

В Северной столице даже озвучили информацию о том, что годовая заработная плата футболиста будет составлять 1 200 000 евро без учета бонусов. Всего же «Зенит» обещал заплатить футболисту за три с половиной года около 6 миллионов евро. А трансферная сумма колебалась в районе 7—8 миллионов.

В самый последний момент на авансцену вышел еще один клуб, который пытался перебить предложение «Зенита». Как заявили в сердцах в Питере, это не российский клуб. Как выяснилось позднее, им был донецкий «Шахтер», хозяином которого является харизматичный Ринат Ахметов. Горняки готовы были предложить Павлу зарплату около 1,8 миллиона евро и 6,5 миллиона за три года. Разница на первый взгляд несущественная, но прибавьте сюда всевозможные премиальные (а у «Шахтера», кроме киевлян, практически нет конкуренции во внутреннем чемпионате) плюс гарантированное участие в Лиге чемпионов и другие моменты. Так что Павлу (а в большей степени его агенту) было над чем подумать. Да и томский клуб также был заинтересован в том, чтобы продать свою звезду дороже. Наставник сибиряков Валерий Петраков прямо заявил, что продажа Погребняка позволит решить многие финансовые проблемы.

После нескольких дней переговоров форвард сборной России подписал-таки контракт с «Зенитом». Любопытно, что Константин Сарсания озвучил именно ту сумму трансфера, о которой говорили в футбольных кругах, — 7 миллионов евро. Пару же дней спустя Валерий Петраков сказал, что Погребняка они продали за 2,8 миллиона. Это заявление вызвало улыбки у всех, кто так или иначе причастен к российскому футболу. Такими суммами во внутреннем чемпионате уже никто не оперирует. Тем более когда дело касается форварда национальной сборной.

«Думаю, что информация, которую озвучил Сарсания, куда ближе к истине, нежели заявления Петракова, — так прокомментировал трансфер Погребняка генеральный директор ФК «Москва» Юрий Белоус. — Если мы приобрели Баррьентоса, очень хорошего футболиста, но еще совсем молодого парня, за 4 миллиона, то, учитывая дефицит российских игроков, да еще и нападающего сборной России, говорить о сумме 2,8 миллиона просто смешно».

Что говорить о юном аргентинце, если Александра Самедова, который не проходил в основной состав «Спартака», красно-белые в свое время продали в «Локомотив» почти за 4 миллиона евро! Но и в составе железнодорожников полузащитник очень редко входит в число первых одиннадцати человек.

Плюс социальный пакет

А как обстоят дела с контрактами в столичных клубах? В московском «Спартаке» до начала нынешнего года, согласно официальным данным, самая высокая зарплата была у Дмитрия Аленичева — около 100 тысяч у.е. в месяц. Однако уже в 2006-м зарплата, например, Егора Титова составляла 120—140 тысяч в месяц. Примерно такие же деньги, согласно различным источникам, у Дмитрия Лоськова в «Локомотиве» и Игоря Семшова в «Динамо».

Как ни странно, зарплаты у игроков нашего сильнейшего клуба — ЦСКА ниже, чем у их коллег из других клубов-олигархов. У братьев Березуцких она составляет примерно 600—650 тысяч, у Элвера Рахимича — 800—850 тысяч.

«Дело не только и не столько в личных заработках, а в том, как выстроена в клубе инфраструктура, как работают все его службы, какие отношения с руководством, какие бытовые условия на базе. Да и честь клуба — не пустой звук. В ЦСКА все на высочайшем уровне, — утверждает полузащитник армейцев и сборной России Евгений Алдонин. — Меня в команде все устраивает, и нет даже мысли о смене клуба. Тем более что наша команда везде и всегда борется за самые высокие места, и по большей части успешно. А, например, разве можно быть довольным, получая большие деньги, но борясь со своей командой за выживание, где внутренняя атмосфера оставляет желать лучшего, как это происходит в некоторых клубах?».

Конечно, у европейских и мировых звезд зарплаты до сих пор в среднем гораздо выше, чем у звезд российских. Но есть еще несколько немаловажных моментов, которые являются плюсом для футбольной российской действительности. Помимо зарплаты и бонусов за командные и личные показатели игроки в ведущих российских командах получают и так называемый социальный пакет. В виде автомобилей, жилья (клуб либо покупает, либо арендует квартиру) и… налогов. И такая ситуация не только в футболе.

Няньки по контракту

Помнится, года три назад хоккеист омского «Авангарда» чех Иржи Шлегр рассказал, почему он перебрался из НХЛ в сибирскую команду. Контракт в Северной Америке предусматривал годовую зарплату около $2 000 000, а в Омске — один. Но почти половину этой суммы в США он должен был отдать на налоги плюс арендовать жилье самостоятельно. Хозяевам и руководителям клуба было все равно, где и как он это будет делать. Так что «чистыми» у него оставалось гораздо меньше, нежели в «Авангарде». В России же налог составил лишь 13 процентов с официальной суммы, его дети были устроены в детский сад, хоккеисту были предоставлены жилье, автомобиль, питание и прочие льготы.

Почти то же самое можно сказать об Андрее Каряке, числящемся в «Бенфике», который вначале немного опешил, оттого что в Португалии ему пришлось самостоятельно решать те проблемы, которые обычно за него решали в Самаре. А Егор Титов не скрывает, что новую квартиру в высотке на Кутузовском проспекте ему купил клуб. У нас с игроками продолжают возиться, как в советские времена.

Поэтому-то, в отличие от 1990-х годов, практически никто из российских футболистов не рвется «за кордон». Исключений пока два — Александр Кержаков, перебравшийся из «Зенита» в испанскую «Севилью», и Алексей Смертин, сменивший «Динамо» на английский «Фулхэм». Зачем? Денег больше не заработаешь, а как футболист можешь потеряться. Нянчиться и уговаривать там никто не будет. Как метко сказал один из известных футболистов 1990-х годов Андрей Канчельскис: «Молодые ребята рано получили все, и теперь им ничего не нужно. Себя они обеспечили, но мало кто из них станет по-настоящему известным игроком». Это у нас они звезды, благодаря тому что за командами стоят либо губернаторы, либо «Газпром» с «Лукойлом», а в Европе они практически неизвестны.

Олег ГОВОРОВ